Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Разграничение функций учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования

Дата: 31 марта 2019 в 19:42, Обновлено 11 ноября 2021 в 12:34

Разграничение функций учителя-дефектолога и воспитателя

     Воспитателю прежде всего приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному развитию его.
     Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит учитель-дефектолог, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей. Дефектолог в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
    На подгрупповых занятиях дефектолог закрепляет технические умения и изобразительные навыки, сформированные у детей воспитателем. Занятия по изобразительной деятельности, проводимые дефектологом, имеют цель в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
    Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляуионных упражнений, предотавлемым дефектологом. Воспитатель должен оказывать помощь дефектологу во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных дефектологом.
       Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п., подготовленных дефектологом. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назанчению. Дефектолог на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а  в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
        Совместная деятельность дефектолога и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
– повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
– исключение дублирования воспитателем занятий дефектолога;
– оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности дефектолога и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
         В дошкольных учреждениях реализующий программы специального образования и логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность учителя-дефектолога и воспитателя:
– совмещение программы специального образования и Учебной программы дошкольного образования.
– отсутствие требований к организации совместной деятельности дефектолога и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и дефектологом;
– невозможность взаимопосещения занятий дефектологом и воспитателем в разновозрастных группах.
          Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
    Основные виды организации совместной деятельности дефектолога и воспитателя:  совместное изучение содержания программы специального образования и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции дефектолога:
•    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
•    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
•    Работа по коррекции звукопроизношения.
•    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
•    Работа по коррекции слоговой структуры слова.
•    Формирование послогового чтения.
•    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
•    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
•    Предупреждение нарушений письма и чтения.
•    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
•    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
•    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
•    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
•    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
•    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
•    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
•    Закрепление навыков чтения и письма.
•    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
•    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Дефектолог   на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями. Дефектолог  руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями учителя-дефектолога.
Нужно напомнить воспитателям о:
•    правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
•    необходимости ежедневных занятий
•    индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
•    автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
•    контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
    Работа  воспитателя  и  работа  логопеда  различна  при  исправлении  и формировании    звукопроизношения    по     организации,     приёмам,     по продолжительности.  Она   требует   различных   знаний,   умений,   навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
     Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
     В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
     Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от воспитателя: глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития; использования этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
     Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
     Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.
     Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
    Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.
    Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
      Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.
     Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит специалист по фольклору. Ведь народные игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (вышивание, бисероплетение, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия по народоведению способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) можно использовать на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки - ладушки» - для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки - для закрепления звука [л].
Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены: в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий; в совместной деятельности взрослого с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности  деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
Логопед проводит работу с детьми ежедневно в соответствии с графиком работы. Фронтальные логопедические занятия организуются примерно с 9.00 до 9.20, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия — с 9.30 до 12.30, занятия воспитателя-с 9.30 до 9.50. С 10.10 до 12.30 дети находятся на прогулке. После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной деятельности.
     Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания. Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю. Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
      Требования к организации работы воспитателя: Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.
    Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
       Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Так как в настоящее время не существует коррекционной программы для работы логопунктов, то логопед в своей работе должен опираться и владеть современными технологиями. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
     Воспитатель совместно с дефектологом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Диагностическая работа

Воспитатель дошкольного образования сообщает дефектологу результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Учитель-дефектолог проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

- в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;
- в «Листах учета результатов обследования детей» , в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп:
с нормальным речевым развитием,
дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия),
лексико-грамматическими нарушениями,
недоразвитием фонематического восприятия,
нарушениями слоговой структуры,
испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.

Коррекционная работа

Воспитатель дошкольного образования осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Учитель-дефектолог оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дети, наиболее нуждающиеся в индивидуальном подходе, вносятся в «Карту индивидуальной работы» (приложение 3), которая является единой для всех специалистов, имеет разделы по развитию речи и заполняется учителем-логопедом или воспитателем. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Так, для младшего дошкольного возраста работа планируется по следующим основным разделам:
- развитие понимания речи;
- развитие фразовой речи;
- расширение словарного запаса (пассивного и активного);
- совершенствование грамматического строя речи (понимание грамматических конструкций);
- развитие общих речевых навыков;
- мелкой моторики;
- артикуляционной моторики.
Для детей среднего возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, включаются простые упражнения на словообразование и словоизменение: «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова). Больше внимания уделяется совершенствованию связной речи, развитию фонематического восприятия.
В старшей и подготовительной группах, помимо игр на обогащение словаря, планируются игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего» (образование относительных прилагательных) и др. В разделе «Совершенствование грамматического строя речи детей» широко представлены игры на закрепление правильного употребления предложно-падежных конструкций, окончаний множественного числа, согласование различных частей речи и др. Качественно изменился раздел «Развитие связной речи детей»: в него добавлены рассказы-сравнения, творческие, коллективные («рассказ по цепочке»), неоконченные рассказы. В старшем дошкольном возрасте появились новые разделы: «Обучение грамоте», включающий игры и упражнения на развитие языкового анализа и синтеза; «Совершенствование слоговой структуры речи», направленный на отработку слов сложной слоговой структуры и заучивание чистоговорок и скороговорок.
Таким образом, данные рекомендации по планированию работы по развитию речи значительно облегчают задачу воспитателя, так как не требуют глубокого знания возрастных норм и содержат конкретные игры и упражнения по каждому разделу. Сама же работа воспитателя становится направленной, конкретной и действенной. Учитель-логопед дает рекомендации по планированию работы во всех возрастных группах.

Профилактическая работа

Профилактическая работа в учреждении дошкольного образования необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная цель этой работы - созданиевоспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-дефектолог отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Представленная система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.