Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

«Условия адаптации и факторы дезадаптации шестилетних детей в начальный период обучения».

Дата: 28 апреля 2019 в 16:22, Обновлено 1 июня 2023 в 09:57

«Условия адаптации и факторы дезадаптации шестилетних детей в начальный период обучения».

Педагог-психолог: Затинацкая Татьяна Петровна.

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему по­могает накопленный опыт, который с воз­растом расширяется и обогащается.

Адаптация в начальный период обучения– перестройка познавательной, мотивационной и эмоцио­нально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному учебному процессу. В эле­ментарных формах учебная деятельность осуществляется и ребёнком старшей возрастной группы, но для него она носит второстепенный характер, т.к. ведущей выступает игра (Таблица); мотивы учебной деятельности детей  также являются преимущественно игровыми. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с пе­дагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обуче­нию, которая должна быть сформирована у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посе­щавшие учреждение дошкольного образования, поскольку здесь элементы готовности к школьному обучению це­ленаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещающие  учреждения дошкольного образования, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности в начальный период обучения, могут быть причиной дезадаптации ре­бенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие лич­ностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышле­ния.

Готовность ребенка в начальный период обучения определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отноше­ниях.

Особо отмечается поня­тие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литера­туре и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а при­чины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих слу­чаях является причиной слабой успеваемости.

Период адаптации в начальный период обучения является очень слож­ным. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, бегают в перерывах, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с педагогами: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они стано­вятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень ма­леньких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значитель­ным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть те, у кого этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни но­сят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. образовательный процесс для них является стрессогенным фактором, уже дорога в учреждение образования для многих требует по­вышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некото­рые дети не веселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются голов­ные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой на занятиях, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

В характеристике процесса адаптации детей в начальный период обучения целесообразно выде­лить следующие формы:

1. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от ак­ту­альности образовательного уровня ребенка, полученного в учреждении  дошкольного образования или в домаш­них условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной  деятель­ности, любознательности как основы познавательной активнос­ти; от сформированности твор­ческого воображения; коммуни­кативных способностей (умение общаться с взрос­лыми, сверстниками).

2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хра­нения учебных принадлежностей, выполнение заданий по программе, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», пре­доставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в группе сверстников, общение с ними и с взрослыми, отношение к процессу обучения, к са­мому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отно­шение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семей­ного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

3. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет за­висеть от возраста ребенка; от степени сформированно­сти морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуля­ции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье (Таблица).

Таблица. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Воображение, символическая функция

Рефлексия

6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности

Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра

Способность (умение) учиться

7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются:

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи

8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются:

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются:

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

10. Вклад возраста в учебную деятельность

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии

Умение учиться самостоятельно

Таким образом, создание благоприятных условий адаптации ребенка в начальный период обучения с учетом особен­ностей ее проявления является важнейшим фак­тором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизи­чес­кое состояние будущего ученика.

Сроки адаптации детей могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к условиям обучения отмечается в первом полугодии. Однако уста­новлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение пер­вого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных фак­торов уровень адаптации детей к новым усло­виям может быть разным: высоким, нормальным и низким.               

Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.

В целях снятия напряжения в трудный адаптационный период первый школьный месяц в школах Беларуси посвящен изучению курса «Введение в школьную жизнь».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.